2018 год

Всероссийская молодёжная научная школа-конференция с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных» (Новосибирск, 27–29 сентября 2018 г.)

Программа школы-конференции

27–29 сентября 2018 г. в Новосибирске состоялась Всероссийская молодежная научная школа-конференция с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых».

Организаторы: Инициатором проведения школы-конференции и ядром ее оргкомитета является Совет научной молодежи Института истории Сибирского отделения Российской академии наук (СНМ ИИ СО РАН). Мероприятие проводится при поддержке ИИ СО РАН, Новосибирского национального исследовательского государственного университета (НГУ), научно-образовательного центра «Историческое сибиреведение» и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Опыт: Залогом успеха планируемой школы-конференции является многолетний опыт ее организаторов. С 2003 по 2017 г. оргкомитет, ежегодно формируемый на базе СНМ ИИ СО РАН, успешно провел восемь региональных, шесть всероссийских и одну международную научные конференции. В последние годы наряду с исследователями из Сибири в мероприятии регулярно принимают участие молодые специалисты из других регионов РФ: с Дальнего Востока, Урала, из Центральной России; а также представители стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Казахстана и Украины. В этом году впервые в оргкомитет поступили заявки от историков из Киргизии, Молдавии и Узбекистана.

Цель мероприятия — установление конструктивного диалога между представителями различных научных школ, развитие актуальных исследовательских направлений исторической науки.

Задачи: 
– апробация выводов и популяризация достижений молодых историков;
– налаживание и поддержание научной коммуникации среди молодых исследователей;
– совершенствование исследовательской культуры и профессиональных навыков молодых ученых;
– выявление и осмысление важнейших алгоритмов работы историка, содействие успешной интеграции молодых ученых в «большое» историческое сообщество.

Участники: Школа-конференция объединит не менее сотни студентов, аспирантов, соискателей и кандидатов наук в возрасте до 35 лет из российских и зарубежных образовательных и научных организаций.

Формат мероприятия:

• Научная школа «Профессионализм историка: технология исследовательского процесса» нацелена на обучение молодых исследователей приемам и навыкам, необходимым каждому профессиональному историку. Приглашенные специалисты прочитают лекции и проведут мастер-классы для участников школы-конференции, в ходе которых поделятся опытом работы с различными группами исторических источников, расскажут об особенностях и практической пользе использования конкретных научных методов и приемов.

• Секционные заседания, организованные по тематическому принципу. Молодые исследователи обсудят проблемы теории и методологии истории, историографии и источниковедения, общественно-политического и социально-экономического развития, истории культуры, науки и образования, исторической демографии, военной истории и международных отношений.Во время секционных заседаний молодые исследователи получат возможность:
– апробировать результаты исследований и популяризировать сделанные выводы среди молодежного научного сообщества;
– в интерактивном формате выявить и проанализировать  приемы и методы, использованные каждым докладчиком во время разработки своей темы;
– зафиксировать наиболее характерные примеры прямого и опосредованного влияния избранного научного подхода на конечный результат исследования.

• Круглый стол «Результат научной деятельности: критерии значимости исторического исследования» пройдет в успешно практикуемом на протяжении последних пяти лет в формате организационно-деятельностной игры: групповой работы и модерируемой дискуссии. По результатам секционных заседаний участники подготовят групповые доклады о взаимосвязи технологии исследовательского процесса и научных результатов. В ходе коллективного обсуждения будет построена эмпирическая модель, отражающая взгляд молодых ученых на проблему методологии истории.